Иудаизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός, «еврейская религия», от названия Иудейского царства — ивр. יהודה‎‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.

Символ иудаизма сегодня — шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (менора), который, согласно традиции стоял в Храме Соломона в Иерусалиме.

Происхождение термина

Термин «иудаизм» происходит от греческого Ἰουδαϊσμός, «йуда́исмос», появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. (II Макк. 2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское «еврейство», немецкое Judentum. На иврите термины «иудаизм» и «еврейство» — синонимы. Термин ивр. יַהֲדוּת‎ (яхадут), возник в иврите после Вавилонского пленения.

Основные черты иудаизма

    * Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм, учение Торы (Пятикнижие Моисея) и Танаха («Еврейская Библия», она же Ветхий Завет в христианской традиции). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр), и является национальной религией еврейского народа.

    * Считается, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие[1], углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

    * Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

    * Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

    * Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

    * Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

    * При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

    * Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

    * Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Исайя 2:4).

    Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией(Элияhу), который был взят на небо живым.

    * Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

    О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2).

ТаНаХ («Еврейская Библия»)

    Основная статья: Танах

ТаНаХ — это сокращение, на иврите ивр. תנ"ך‎, которое расшифровывается как Тора́ ивр. תורה‎, Невии́м ивр. נביאים‎, Кетуви́м ивр. כתובים‎ — Закон, Пророки и Писания. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.

ТаНаХ иногда называют Еврейской Библией (у христиан — Ветхий Завет). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.

Ортодоксальный иудаизм

    Основная статья: Ортодоксальный иудаизм

Минха, дневная молитва в одесской синагоге
Минха, дневная молитва в одесской синагоге

Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία — букв. «правильное мнение») — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде) и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей — более 4 млн.

Ссылки

    * «литовская школа» — Толдот Йешурун — иудаизм и евреи

Литваки

    Основная статья: Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — ешивы находились, вплоть до Второй Мировой Войны, преимущественно в Литве.

«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.

Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa(см. Виленский Гаон), великого еврейского ученого — талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская ешива современного образца в Воложине.

В России литваки входят в состав КЕРООР(Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).

Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков

рабби Шах, Элиэзер Менахем, рабби Исроэль Мейр а-Коэн — Хафец Хаим, Луполянский Ури

Хасидизм

    Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.

См. также Хабад

Ссылки

    * Статья в энциклопедии «Кругосвет»
    * Статья из «Мир религий»
    * Богатая коллекция материалов по хасидизму
    * Хабад

Современный ортодоксальный иудаизм

    Основная статья: Современный ортодоксальный иудаизм

Современная ортодоксия (ортодоксальный модернизм) придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) см. и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

    Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — было создано в 1850 г. р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йеhуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Ссылки

    * Статья в англ. Вики(англ.)
    * Эда
    * Идеология современной ортодоксии(англ.)

Традиционный (консервативный) иудаизм

    Основная статья: Консервативный иудаизм

Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале ХХ века в США.

См. МИЛИ Иерусалимский центр традиционного иудаизма

Прогрессивный (реформистский) иудаизм

    Основная статья: Иудаизм реформистский

Возник в начале 19 века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением. Сторонники П. И. уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.

Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

Ссылки

    * Движение прогрессивного иудаизма
    * Движение прогрессивного иудаизма в вопросах и ответах
    * Что такое прогрессивный иудаизм. Беседа с главным реформистским раввином России Зиновием Коганом

Реконструктивистский иудаизм

    Основная статья: Иудаизм реконструктивистский

Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме, как цивилизации.

Прочие течения иудаизма

    * Движение гуманистического иудаизма
    * Обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера
    * Мессианский иудаизм

Святые места

Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Патриархов в Хевроне, где похоронены библейские праотцы и Цфат — в котором развилось мистическое учение Каббалы.

Статус иудаизма в Израиле

Среди еврейского населения Израиля (5,3 млн) около 25 % являются полностью соблюдающими сторонниками ортодоксального иудаизма (из них около половины — сторонники литовского направления и хасидизма, другая половина — сторонники религиозного сионизма), еще около 35 % соблюдают частично, но также считают себя сторонниками ортодоксального иудаизма. Сторонников консервативного и реформистского направлений — менее 1 %. В Государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться в «бейт дин» (религиозным судом) по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании Галахи.

Примечания

   1. ↑ Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом.