Взято из просторов рунета:

http://nikon71.livejournal.com/8379.html

О духовном загнивании Европы и о русском духовном возрождении

Европа переживает бум продаж пустующих католических и протестантских храмов
из-за отсутствия прихожан епархии и церковные общины вынуждены выставлять
здания как объекты городской недвижимости на торги.
В Чехии наблюдается самое катастрофическое положение из всех европейских
государств. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на телепрограмму "Вести недели",
число прихожан всего за десять лет упало здесь почти в два раза: с 41% до 27%.
На сайте только одной чешской католической епархии продается более 50 храмов.
Самый дорогой из лотов, монастырь с участком земли в 2,5 тыс. гектаров, стоит
всего 120 тыс. долларов.
Во Франции за последние 30 лет из-за отсутствия верующих закрылся каждый второй
приход. Католическая Церковь в Англии за последние десять лет потеряла
полмиллиона прихожан, а в Ирландии посещаемость богослужений с 1992 года
снизилась на треть.
В Нидерландах сегодня действует 19 тыс. церквей, но каждый год это число
уменьшается на тысячу.
Я думаю, что в России положение не лучше.
Конечно, если посмотреть статистику, то в России скорее сейчас идет бум
строительства храмов и часовен. Но не надо обольщаться, потому что много ли из
этих храмов рентабельны, то есть могут сами себя прокормить? Это вопрос
риторический. Ни для кого не секрет, что большая часть приходов в России,
особенно в провинции и особенно в селе существует за счет попрошайничества. И
содержать наши многочисленные храмы с каждым годом становится всё труднее и
труднее.
Во-первых, многим предпринимателям-благотворителям надоедает
это назойливое выпрашивание пожертвований на колокола и купола, эти жалкие
причитания о том, какие мы бедные и несчастные.
Во-вторых, всё больше и больше людей не нуждаются в Церкви как
Теле Христовом, а нуждаются в церкви как в бюро ритуальных услуг. На этом
хочется немного заострить внимание. То, что Церковь востребована обществом
всего лишь как бюро, виновата не одна Церковь, а все мы, христиане. Постепенно
сам собой был заключен общественный договор между служителями культа и рядовыми
прихожанами об именно такой церковности, какую мы наблюдаем на данный момент. И
поэтому какие-либо преобразования в Церкви просто невозможны, потому что люди
не хотят этих преобразований.
Я пытался на своем приходе отменить плату за требы и свечи. Результатом
эксперимента было то, что через несколько месяцев буквально все прихожане
потребовали вернуть цены за требы. Для их совести проще купить таинство за
определенную плату, чем постоянно вступать в конфликт со своей совестью,
жертвуя копейки.
В церковной жизни исчезло служение, то есть оно, конечно, теплится
где-то, но в основном силами энтузиастов, которых очень и очень немного.
Основная масса современных христиан желают Церковью пользоваться при
необходимости: пойти свечку поставить перед поездкой или экзаменами, дом
"почистить", отпеть, окрестить, машину освятить и т.д. Церковь стала для
большинства христиан "прикладной", она прикладывается к жизни и становится
всего лишь одной из многочисленных организаций, оказывающих сервисные услуги.
Приходы чаще всего открываются не по инициативе христиан, реально нуждающихся в
духовном окормлении, а по инициативе священнослужителей, которые рукоположились
без прихода и которым надо где-то кормиться.
Рядом с моим приходом один предприимчивый батюшка открыл по своей инициативе
еще два прихода, в которых прихожан всего по 5 человек. Спрашивается: зачем
нужны эти приходы? Ответ очень простой: затем, чтобы, надев драную рясу и
сделав глупое и жалкое лицо, клянчить деньги на храм, а заодно и себе немножко.
Ведь у нас не выставляют храмы на торги из-за невозможности заплатить налоги
кесарю, вот можно под эту лавочку и с талантом Паниковского благополучно
существовать.
Можно проповедовать служение сколько угодно, но результат этой
проповеди будет нулевой, по словам известной басни: "А Васька слушает да ест".
Просто люди не хотят служить в Церкви: они элементарно не хотят даже помыть
полы в храме. Очень интересно всё складывается: полы в храмах моют уборщицы за
деньги, поют на клиросе певчие за деньги, и так далее - всё за деньги, и если
не платить, то все уволятся и храм не сможет функционировать. Если посмотреть
со стороны, то налицо сходство внутреннего приходского устройства с обычной
фирмой типа ООО. Люди приходят и пользуются услугами церковного ООО, оплачивая
строго по прайсу свою религиозную нужду, и им проблемы этого ООО совсем по
барабану. Ну а жить-то как-то надо, вот батюшка и надевает драную рясу, делает
жалкое просящее лицо и идет к более успешным и жалостливым предпринимателям,
которые и содержат наши храмы. А на Западе это невозможно, во многих странах
попрошайничество запрещено законом. Вот там у приходов и нет иной альтернативы,
кроме как выставлять на аукцион храмы.
В России сегодня наблюдается интересная картина: Церковь пытается
доказать обществу, что она нужна ему, и что общество, кроме того, Церкви чем-то
обязано. Общество, в свою очередь, подыгрывает Церкви и пытается использовать
её в своих личных корыстных целях. В результате между Церковью и обществом
создается общественный договор, который выражается именно в такой церковности
и религиозности, которую мы наблюдаем сегодня. Вследствие этого компромисса
Церковь всё дальше и дальше уходит от Христа и перестает быть востребована
людьми. Да, Церковь нужна стране, но она перестает быть нужна людям, потому что
перестает давать радость, мир и долготерпение, а требует от людей соблюдения
каких-то правил, условий, совершенно далеких от Евангелия. И самое страшное,
что Церковь - это мы, и мы сами этого хотим, потому что если бы не хотели, то
было бы всё по-другому.
Поэтому для России события, которые происходят в Европе, совсем не за горами. А
что делать? Не ужасайтесь: всему быть. Претерпевший до конца спасется.